Защита от коррозии (статья) - IronCars - Антикоррозионная мастерская

Защита от коррозии (статья)

Защита от коррозии автомобилей в настоящее время приобретает особую актуальность, что связано с увеличением агрессивного воздействия окружающей среды и увеличением эксплуатируемых автомобилей.

Защита от коррозии: Лакокрасочные материалы

Защита от коррозии: Лакокрасочные материалы.

Нанесение лакокрасочных покрытий является наиболее универсальным и широко применяемым способом защиты транспортных средств от коррозии. В легковом автомобиле окрашиваются наружные и внутренние поверхности кузова, детали двигателя, шасси, трансмиссий и другие. В современных моделях автомобилей окраске подлежат также отдельные элементы кузова, изготавливаемые из пластмасс,- облицовка и решетка радиатора, бамперы, различные детали интерьера. Окраска кузова автомобиля, несмотря на сложность, высокую трудоемкость и значительную стоимость, является единственным видом защитного покрытия, позволяющим удовлетворить разнообразные эстетические требования к цвету, блеску и другим декоративным эффектам в сочетании с высокой устойчивостью в атмосферных условиях.

Защитно-декоративные свойства и долговечность лакокрасочного покрытия определяются как свойствами самих лакокрасочных материалов, так и, в неменьшей степени, способом подготовки поверхности перед окраской и применяемой технологией окраски. Технология окраски кузовов на автомобильных заводах, как правило, включает следующие основные операции: обезжиривание; фосфатирование; первичное грунтование методом электрофореза (анафореза или катафореза) и сушка; нанесение вторичной грунтовки методом электростатического или пневматического распыления и сушка; нанесение эмали определённого цвета и сушка.

Окраска деталей двигателя, шасси и трансмиссий производится обычно в один слой по обезжиренной и фосфатированной поверхности.

Применяемые для окраски материалы можно условно разделить на основные и вспомогательные. Вспомогательные материалы предназначены для подготовки поверхности перед окраской, разведения лакокрасочных материалов до рабочей вязкости, ускорения сушки покрытия. К ним относятся растворители и разбавители, обезжиривающие и фосфатирующие составы, катализаторы и другие. К основным материалам относятся грунтовки, шпатлёвки и эмали, которые собственно и образуют покрытие.

Мастики для защиты кузова

Защита от коррозии: Мастики для защиты кузова

В процессе изготовления кузовов и кабин автомобилей применяют различные мастики и герметики. Наряду с решением специфических функциональных задач эти материалы позволяют существенно увеличить коррозионную стойкость автомобилей. Защита от коррозии кузовов при этом достигается за счёт уплотнения щелей и зазоров, препятствующего проникновению влаги, усилению защиты зон кузова, подверженных абразивно-механическому воздействию, дополнительной защиты острых кромок зафланцовок дверей, капотов, водосточных желобов и других элементов кузова.

Уплотняющие и изолирующие материалы наносят на элементы кузова до поступления его на окраску или после грунтования. Таким образом, в процессе сушки грунтовок и эмалей мастики и клеи подвергаются термообработке, необходимой для их полимеризации или сушки.

При изготовлении автомобиля производится антикоррозионная защита следующих основных видов:

  • окраска кузовов и различных деталей;
  • изготовление деталей кузова из сталей с антикоррозионным покрытием;
  • защита сварных швов и зафланцовок кузова клеями и мастиками;
  • обработка скрытых полостей антикоррозионными составами;
  • защита днища мастиками;
  • изоляция металлической и пластмассовой арматуры от кузова резиновыми уплотнителями.

Уровень противокоррозионной защиты легковых автомобилей определяется конкретной технологией и применяемыми материалами.

Материал взят из справочника «Химики — автолюбителям» под общей редакцией профессора А. Я. Малкина, издательство «Химия», 1990 ISNB 5-7245-0281-X

Из жизни

В настоящее время, ответственность за нанесение дополнительных финишных антикоррозионных составов полностью возлагается на покупателя. Завод даёт определённые гарантии на те покрытия, которые предусмотрены технологией и требованиям при изготовлении современных автомобилей.

Дополнительная антикоррозионная обработка кузова

Несмотря на промышленный метод защиты кузова, который гарантированно не даст ему коррозировать первые три года (при среднем качестве ЛКП), рекомендуется дополнительно делать антикоррозионную защиту по нескольким причинам:

Первая заключается в том, что нанесение антикоррозионной мастики сохранит заводское пластизольное (антигравийное, шумопоглащающее) покрытие на кузове автомобиля. Пластизольные покрытия имеют более пористую структуру в отличии от битума, что ухудшает их коррозиестойкость как минимум в 2 раза. В большей степени они используются как износостойкие материалы и должны перекрываться. Если этого не сделать и коррозия начнёт развиваться под ними, избавиться от её будет крайне сложно, учитывая рельеф кузова и сложность удаления этого материала.

Лада Приора 2016 г.в. Коррозия под заводским пластизольным покрытием.

Вторая причина — это частичная защита кузова пластизольным покрытием. Если посмотреть на автомобиль снизу, то большая площадь имеет лишь окраску. Окрашенная поверхность не устойчивая к механическому воздействию. 1-2 удара камнем из под колеса по краске, и образуется микротрещина. А далее стандартная схема: чистое железо + кислород + (песок, соль, вода) = коррозия. Скорость распространения коррозии зависит лишь от качества металла. В лучшем случае, если кузов оцинкован, хотя и это не даёт серьёзных гарантий при появлении подплёночной коррозии.

Вольво V50 2012 г. в. Коррозия на оцинкованном кузове.

Есть и другие, не менее важные причины, по которым не стоит экономить на дополнительной защите. Например, ремонт коррозии ведёт к дополнительным затратам; резкое снижение цены автомобиля при продаже (ни кому не нужен ржавый автомобиль); ослабление жёсткости кузовной конструкции и соответственно снижение уровня безопасности; расходы на латание дыр и перекраску.

Нива Chevrolet 2009 г.в. Сквозная коррозия задней арки и порога.

Гораздо практичнее и, в конечном счёте дешевле, своевременно делать антикоррозионную обработку и профилактику кузова.